CJM и портрет пользователя — работа дизайнера?

Часто в портфолио и тестовых заданиях я вижу, что дизайнеры строят CJM и формируют портреты аудитории. Всегда возникает большой вопрос о происхождении этих данных, и почему-то кажется, что они взяты с потолка. Но даже если дизайнер сам провёл исследование, нашёл респондентов и опросил их, насколько это релевантно для роли продуктового дизайнера в целом?

Я в дизайне уже без малого 17 лет, и именно как дизайнер я ни разу не создавал CJM или портреты пользователей (похожая ситуация и у других опытных дизайнеров, которых я спрашивал). Чаще я сталкивался с этим в роли менеджера, а работающие примеры таких артефактов, как правило, являются плодом труда целой команды и мало похожи на те слайды, которые дизайнеры показывают в презентациях своих кейсов.

Например, в превью к этому посту — скриншот CJM только части мобильного приложения ВкусВилла (корзина, чек-аут и оплата), а полную карту собирает целая команда, которая так и называется — «команда CJM». То же самое и с портретами аудитории. И, как видно из объёма работы, ни одному дизайнеру такое не вытянуть в одиночку, и не добиться нужной актуальности и глубины.

И отдельно учиться строить всё это нет смысла, потому что в работе так или иначе дизайнер обязательно столкнётся и с исследованиями, и с CJM, и с портретами аудитории. Гораздо важнее не научиться строить самому, а понять, как работать с этими данными.

Но на курсах из раза в раз дизайнеров учат делать не свою работу, а затем требуют этого в тестовых заданиях. Дизайнеры выдумывают неработающие артефакты для кейсов и ставят себе в портфолио. Возникает вопрос: зачем?🤔
Написать мне:
Мой канал в Телеграме:
Made on
Tilda